Третья и Четвёртая хроники царств
Третья и Четвёртая хроники царств изначально были написаны на одном свитке, но позже разделены на две части. Эти книги служат продолжением Первой и Второй хроники царств и основываются на различных древних рукописях. Они были составлены или, по крайней мере, получили окончательную редакцию во время Вавилонского плена. Их главная цель – объяснить иудеям в рассеянии причину их бедственного положения: они наказаны Всевышним за непрестанное нарушение священного соглашения.
В первой части Третьей хроники царств (гл. 1–12) описывается правление царя Сулеймана, построившего храм Вечного в Иерусалиме. Сулейман, сын Давуда, был известен своей удивительной мудростью, политическими успехами, а также своим многожёнством. Он женился на язычницах, а те, в свою очередь, подтолкнули его к падению и отвратили от Всевышнего. Сулейман стал приносить жертвы языческим богам (11:1-8). Вследствие этого греха страна после его смерти была поделена на две части. Сын Сулеймана Реховоам продолжал править Южным царством – Иудеей. А Иеровоам I возглавил Северное царство – Исраил, усугубив разделение установлением поклонения двум идолам-тельцам (гл. 12).
Дальше повествование даёт подробное, параллельное описание истории обоих царств, в каждом из которых было по 20 правителей. Но в то время как на юге все цари происходили из одной династии, как и было обещано Давуду, и в общей сложности правили 345 лет, на севере за 210 лет друг друга сменили девять династий, а нестабильность и кровопролитие было обычным делом. Большинство царей не слушалось Закона Всевышнего и поклонялось идолам; только о правлении царей-реформаторов Езекии и Иосии Священное Писание не говорит ничего плохого (4 Цар. 18:3-6; 22:2).
Эти книги также рассказывают о пророках, которые в то время несли своё служение. Самыми известными из них были Ильяс и Елисей. Через пророков Всевышний постоянно напоминал народу о его обязанностях по отношению к священному соглашению и предупреждал их о грядущем наказании. Исполнение многих пророчеств можно увидеть уже в этом повествовании (напр., 3 Цар. 13:2; 4 Цар. 23:15-20), что показывает, как история развивается по воле Всевышнего. В итоге оба царства были уничтожены, а народ уведён в плен: Исраил после падения его столицы Самарии от рук ассирийцев в 722 г. до н. э., а Иудея после захвата Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э. (4 Цар. 17:1-23; 25:1-21). Несмотря на всё это, книга заканчивается оптимистично – освобождением Иехонии, предпоследнего иудейского царя, из темницы (4 Цар. 25:27-30).
Некоторые даты в этих книгах можно сопоставить с датами сохранившихся древних вавилонских записей и точно соотнести с современным календарём. Современной науке также удалось довольно точно установить даты правления царей. Таблица «Цари и пророки» на странице хх должна помочь читателю лучше понять повествование.
События, описанные в Третьей и Четвёртой хрониках царств, охватывают период времени от смерти царя Давуда, приблизительно в 970 г. до н. э., до освобождения царя Иехонии в 561 г. до н. э.

Содержание

Третья хроника царств

Четвёртая хроника царств
  • Царь Охозия и пророк Ильяс (4 Цар. 1:1-18)
  • Вознесение пророка Ильяса. Пророк Елисей во времена правления Иорама, царя Исраила (4 Цар. 2:1–8:15)
  • Иорам и Охозия – цари Иудеи (4 Цар. 8:16-29)
  • Переворот и правление Иеву, царя Исраила (4 Цар. 9:1–10:36)
  • Правление Аталии и Иоаша в Иудее. Восстановление храма (4 Цар. 11:1–12:21)
  • Иоахаз и Иоаш – цари Исраила. Смерть Елисея (4 Цар. 13:1-25)
  • Другие цари Иудеи и Исраила (4 Цар. 14:1–15:38)
  • Ахаз – царь Иудеи (4 Цар. 16:1-20)
  • Осия – последний царь Исраила. Пленение Исраила ассирийцами (4 Цар. 17:1-41)
  • Продолжение истории Иудеи (4 Цар. 18:1–25:30)
  • by Zil on Drupal