Пророк Иеремия
Пророк Иеремия, происходивший из семьи священнослужителей, начал пророчествовать в 626 г. до н. э. Его служение длилось более 40 лет во времена правления иудейских царей Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии, Цедекии и наместника Гедалии. Иеремия был современником пророков Софонии, Наума, Аввакума, Данияла, Езекиила и, возможно, Авдия и служил преимущественно в Иерусалиме. Даты в этой книге можно сопоставить с датами сохранившихся древних вавилонских записей и точно соотнести с современным календарём.
За свои пророчества Иеремия не раз подвергался преследованиям, и неоднократно ему грозила смерть (20:1-2; 26:7-24; 32:2; 37:11–38:13). Пророка глубоко волновала судьба его народа, который шёл к быстрой гибели (9:1-2; 14:17-22). Понимание Иеремия встретил только при царе Иосии, введшем ряд масштабных религиозных преобразований, которые восстановили правильное поклонение Всевышнему. Однако реформы не сумели вернуть сердца народа к истинной вере, так как люди уже слишком глубоко погрязли в своих грехах (см. 4 Цар. 22:1–23:27). Поэтому Иеремия вынужден был объявить о неизбежном наказании Исраила вавилонянами (20:4-6).
В 612 г. до н. э. Вавилонская империя сменила Ассирийскую, захватив столицу Ассирии Ниневию. Падение Ассирии доставило временное облегчение Иудее, и царь Иоаким, а за ним и царь Цедекия, пытались восстать против новой сверхдержавы – Вавилона. В ответ на это в 586 г. до н. э. вавилонские войска полностью разрушили Иерусалим и его храм и увели народ в плен во исполнение слов Иеремии (гл. 52; см. 4 Цар. 24–25).
Главные темы пророчеств Иеремии: суд над грехом (16:17-18); призыв к покаянию, которое всё ещё может отвратить суд (25:1-7); призыв обратиться за помощью к Всевышнему, а не к другим народам (2:13-19, 31-37); и необходимость подчиняться вавилонянам, чтобы спасти жизнь (27:6-15). Хотя предсказания Иеремии и были мрачными, он знал, что мера гнева Всевышнего на Свой народ ограничена, и плен будет продолжаться только 70 лет (25:11-12; 29:10). Он пророчествовал о наказании Вавилона (гл. 50–51) и народов, окружающих Иудею (гл. 46–49), за их грехи и за то, что они воевали против Иудеи. Иеремия также объявил о восстановлении верного остатка Исраила и приходе Масиха, Которого он называет праведной Ветвью из царского рода Давуда (23:5-8).
Книга Иеремии – самая большая книга Священного Писания. Она, вероятнее всего, была составлена учеником Иеремии Барухом (гл. 36). Материал представлен не в строго хронологической последовательности, но, скорее, по тематическому принципу.

Содержание
  • Призвание Иеремии (1:1-19)
  • Пророчества об Иудее и Иерусалиме (2:1–35:19)
    • Суд над Иудеей (2:1–24:10)
    • Конфликт с народом и лжепророками (25:1–29:32)
    • Обещания о восстановлении Исраила (30:1–33:26)
    • Непослушание Цедекии. Верные рехавиты (34:1–35:19)
  • Страдания Иеремии накануне падения Иерусалима (36:1–39:18)
  • После падения Иерусалима (40:1–45:5)
    • Убийство наместника Гедалии (40:1–41:15)
    • Бегство исраильтян в Египет (41:16–44:30)
    • Слова утешения к Баруху (45:1-5)
  • Суд над другими народами (46:1–51:64)
  • О падении Иерусалима (52:1-34)



by Zil on Drupal